Новинки издательства РХГА


Сапронов П. А.
Христианство в произведениях западноевропейских и русских художников: Учебное пособие. — СПб.: Издательство РХГА,  2015. — 314 с.
ISBN 978-5-88812-674-5

http://intelbook.org/wp-content/uploads/2015/02/cover_sapronov_crist_paint.jpg

Книга П. А. Сапронова представляет собой учебное пособие, в котором прослеживается связь западноевропейской и русской живописи с христианством, наполненность ее христианскими смыслами. В предположении того, что игнорирование этих смыслов или нечувствительность к ним блокирует адекватное восприятие в том числе и живописных достоинств произведений художников. Работа выстроена по персональному принципу. В ней разбираются наиболее значимые или характерные произведения, через обращение к которым можно получить представление о самом существе христианского опыта каждого художника. Список их в книге довольно обширен, хотя и с неизбежностью далеко не полный. И все же на основании усвоения содержания учебного пособия открывается возможность самостоятельного изучения и истолкования христианской линии в творчестве живописцев, чьи картины (иконы, фрески) не рассмотрены в учебном пособии. Рассчитано оно на студентов по специальностям «теология», «искусствоведение», «культурология», «религиоведение», что не исключает обращения к нему обучающихся по другим гуманитарным специальностям.

ББК 86.37:85.1

 Исследование выполнено при финансовой поддержкеРоссийского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
в рамках проекта № 12-03-12015в

 

© П. А. Сапронов, 2015
© Русская христианская гуманитарная академия, 2015


Содержание

Введение __ 5
Глава I. Иконопись, живопись и опыт христианства __ 9
Икона и картина __ 9
К характеристике изобразительности иконы __ 11
Живопись и христианство __ 19
Глава II. Итальянские художники __ 36
Дуччо __ 36
Джотто ди Бондоне __ 40
Джентиле да Фабриано __ 44
Фра Анджелико __ 47
Мазаччо __ 51
Пьеро делла Франческа __ 55
Мантенья __ 58
Джованни Беллини __ 62
Перуджино __ 66
Боттичелли __ 70
Леонардо да Винчи __ 74
Микеланджело __ 78
Рафаэль __ 83
Тициан __ 90
Корреджо __ 95
Понтормо __ 99
Пармиджанино __ 103
Тинторетто __ 106
Веронезе __ 110
Караваджо __ 114
Гвидо Рени __ 118
Аннибале Карраччи __ 122
Гверчино __ 127
Артемисия Джентилески __ 131
Себастьяно Риччи __ 136
Глава III. Нидерландские, фламандские, голландские художники __ 141
Ян ван Эйк __ 141
Рогир ван дер Вейден __ 144
Иероним Босх __ 148
Питер Брейгель Старший __ 152
Рубенс __ 157
Ван Дейк __ 162
Рембрандт __ 167
Глава IV. Немецкие художники __ 173
Дюрер __ 173
Лукас Кранах Старший __ 179
Грюневальд __ 182
Гольбейн __ 186
Каспар Давид Фридрих __ 189
Глава V. Испанские художники __ 194
Эль Греко __ 194
Рибера __ 198
Веласкес __ 203
Сурбаран __ 207
Мурильо __ 211
Глава VI. Французские художники __ 216
Жорж де Ла Тур __ 216
Никола Пуссен __ 220
Клод Лоррен __ 224
Глава VII. Прерафаэлиты __ 229
Глава VIII. Художники эпохи модерна __ 235
Ван Гог __ 235
Климт __ 239
Пикассо __ 244
Глава IX. Русские иконописцы и художники __ 250
Феофан Грек __ 250
Андрей Рублев __ 254
Дионисий __ 258
С. Ф. Ушаков __ 261
А. И. Иванов __ 266
Н. Н. Ге __ 270
В. Д. Поленов __ 274
В. М. Васнецов __ 278
М. А. Врубель __ 283
М. В. Нестеров __ 287
В. Э. Борисов-Мусатов __ 290
Н. К. Рерих __ 295
К. С. Петров-Водкин __ 299
П. Н. Филонов __ 303
Н. С. Гончарова __ 307
Заключение __ 312


Введение

Утверждение о неисчерпаемости темы «Христианство в произведениях западноевропейских и русских художников» в настоящем случае менее всего привычная условность. Тем более если выстраивать книгу по персональному принципу. Ведь совсем вне опыта христианства на протяжении столетий невозможно было творчество ни одного из художников, к какой бы традиции и школе он не принадлежал, какого характера или масштаба ни было его дарование. Их было сотни даже из числа тех, чья живопись представляет собой настоящее искусство, не чистую подражательность, вторичность, эпигонство. Коснуться произведений каждого из них можно было бы, сведя изложение к предельной краткости, и тогда книга получилась бы вполне обозримым справочником. Другое дело, что им пользуются по мере надобности и избирательно. Целое же исследование в такой ситуации вряд ли бы получилось. Множество имен и картин неизбежно рассыпались бы в необозримую совокупность. Так что какая-то избирательность при рассмотрении обозначенной темы совершенно необходима. Разумеется, без нее было не обойтись и при написании этой книги. Она выстроена не по принципу полноты освящения предмета, однако набор имен в ней не случаен. Все это художники за самым редким исключением состоявшиеся. Может быть не каждый готов отнести их к живописцам первого ряда. И, прежде всего, потому, что в первом ряду не принято держать слишком много народа, да и его представители не должны очень резко отличаться масштабами своего дарования и его осуществленностью. Многолюдность — это проблема действительно трудно разрешимая. Касательно же масштабов, остается сказать, что художники, равно одаренные, не в каждую эпоху способны были заявить и выразить себя со всей полнотой и силой. Мне представляется, что есть эпохи, где способный человек, и живописец в частности, талантлив, талантливый — очень значителен, а очень значительный — гениален. Это кому как повезло. И здесь очень важно в «невезучих» разглядеть состоявшееся, давшее о себе знать вопреки ограничениям, налагаемым временем. С учетом этого обстоятельства в книгу попали и те художники, без представленности которых вроде бы можно было обойтись без особого ущерба для целого. Вряд ли, однако, так оно и есть на самом деле, что автор и попытался учесть.

А теперь о тематической направленности работы. За ее названием «Христианство в произведениях западноевро­пей­ских и русских художников» стоит, прежде всего, стремление автора выявить то, как сказался опыт христианина или христианства на творчестве того или иного художника. Прежде всего речь, разумеется, пойдет о картинах определенной тематической направленности, то есть о разработке тем и сюжетов Священной истории или имеющих отношение к жизни Церкви. Однако упомянутый опыт не мог не распространяться на живопись художника в целом, давать о себе знать в картинах различных жанров. Это обстоятельство обязательно будет учитываться. Так же, как и прямо противоположное — чисто формальная и ус­ловная привязка картин к христианской тематике. Несколько иной случай, когда опыт живописца-христианина уводит его в  сторону от христианства, делает его двусмысленным, со­мнительным, неполным, не улавливающим чего-то из самого существенного в хри­стианстве. Такая ситуация в живописи совершенно неизбежна в виду неполноты и ограниченности христианского опыта у каж­дого художника. Когда нечто подобное будет обнаруживаться, то, конечно же, не в укор тому или иному художнику, а в качестве констатации вполне нейтраль­ного характера.

Гораздо важнее при рассмотрении живописных произведений — выявление неожиданных, очень точных, тонких ходов в глубоких и масштабных произведениях, где христианское раскрывается так, как оно может быть раскрыто именно в живописи. Ведь существует множество христианских тем и сюжетов, к которым нужно еще суметь подступиться, не повторяясь и не впадая в тривиальность живописных решений. Когда же они не тривиальны, то становится возможным расширение и углубление христианского опыта. Он является опытом данного, вот этого художника и того, как он способен стать достоянием зрителя. А это предполагает, что привычные темы и сюжеты становятся еще и художественными произведениями. Когда такое происходит, христианство, как минимум, ничего не теряет, живопись же без этого не могла обойтись в течение многих столетий. Вот почему так важна тема «живопись и христианство». Проникновение в нее делает восприятие живописи наполненным смысла, когда живописные решения художника — световые, цветовые, композиционные и т. д. перестают в глазах зрителя быть довлеющими себе, а замыкаются на первосмыслы культуры. Ведь быть осведомленным о сюжетах или персонажах, изображенных на картине, не просто недостаточно. Сама по себе такая осведомленность никуда не ведет, хотя без нее и не обойтись. Картина действительно начинает жить тогда, когда темой, сюжетом выявляется нечто для художника жизненно важное. А оно у каждого из художников предполагало наличие опыта христианства. На этот счет не может быть никаких сомнений — полная неосведомленность или крайне поверхностные знания о связи произведений художников XIV — начала ХХ века с христианством значительно обедняет восприятие их живописи вообще и тем более на профессиональном уровне. В отношении художников большей части ХХ века это утверждение может быть неприменимо. Но когда христианство в их картинах не выражено ни прямо, ни косвенно, платят за это они слишком дорогую цену. Она состоит в утере всякой связи их творчества с живописью как искусством или принадлежностью к ней чисто формально и конвенциально.

Будучи по своему жанру учебным пособием, книга имеет небольшие размеры. Помимо главы общего характера она состоит из глав, каждая из которых написана в стремлении к макси­мальной краткости. Но так, чтобы эта краткость не противоречила возможности сказать о каждом художнике наиболее существенное в аспекте его соотнесенности с христианством. В ряде случаев по необходимости автор выходил за рамки собственно христианской тематики. Но каждый раз это делалось с учетом того, что опыт христианина мог давать о себе знать в том числе и там, где художник не разрабатывал темы и сю­жеты, непосредственно связанные с христианством. Так что речь идет об отличиях тематических и сюжетных, а вовсе не смы­словых.

И, наконец, нужно остановиться на том, что книга не снабжена иллюстрациями. Делать их выборочно вряд ли было бы оправданным. Полный же перечень иллюстраций составил бы сотни картин, в несколько раз увеличив объем книги. Вполне оправданным выходом из такой ситуации представляется обращение к интернету, в котором сегодня без особого труда можно найти подавляющее большинство репродукций картин, разобранных в книге. Надо ли оговаривать то, насколько их качество оставляет желать лучшего. И все же это лучше чем ничего. Тем более что существуют еще и сравнительно доступные альбомы, добраться до которых можно в библиотеках.

П. А. Сапронов