Новинки издательства РХГА


М. Ю. Лермонтов: pro et contra, антология. Т. 2 / Сост., коммент. С. В. Савинкова, К. Г. Исупова; вступ. статья С. В. Савинкова. — СПб.: РХГА, 2014.— 998 с.— (Русский Путь).
ISBN 978-5-88812-562-5

http://intelbook.org/wp-content/uploads/2015/01/cover_lermontov2.jpg

Второй юбилейный том антологии «М. Ю. Лермонтов: pro et contra» представляет панораму современного лермонтоведения и содержит ряд ключевых статей отечественных и зарубежных исследователей. Часть статей публикуется на русском языке впервые. Разделы антологии отражают основные предметные области изучения лермонтовского творчества. Книга будет интересна как специалистам, так и самому широкому кругу почитателей великого поэта.

Исследование осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ),
проект 12-34-10210 a(ц) «Личность и идейно-художественное
наследие М. Ю. Лермонтова в оценках отечественных
и зарубежных исследователей и мыслителей»

Серия
«Русский путь»

Серия основана в 1993 г.

Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырев (председатель), В. Е. Багно, С. А. Гончаров,
А. А. Ермичев, митрополит Иларион (Алфеев),
К. Г. Исупов (ученый секретарь), А. А. Корольков,
Р. В. Светлов, В. Ф. Федоров, С. С. Хоружий

Ответственный редактор тома
Д. К. Богатырев

Составители:
С. В. Савинков, К. Г. Исупов

© С. В. Савинков, составление, вступ. статья, комментарии, 2014
© К. Г. Исупов, составление, комментарии, 2014
© Русская христианская гуманитарная академия, 2014
© «Русский Путь», название серии, 1993


Содержание

От издателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
С. В. Савинков
Поэт нашего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
I
«Назначение высокое»
К. Г. Исупов
Метафизика Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
М. В. Михайлова
Бог и человек в лирике Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
С. Г. Бочаров
Открыватель верхнего ряда русской прозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
А. С. Либерман
Лермонтов и Тютчев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
К. Кроо
От равнодушия к равновесию… — лермонтовское мироощущение
в динамике русской культуры («Дума» Лермонтова
в романе Тургенева «Дворянское гнездо») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
II
Поэтическое «Я»:
координаты существования
Е. Г. Эткинд
Поэтическая личность Лермонтова
(«Диалектика души» в лирике) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
В. Э. Вацуро
Чужое «я» в лермонтовском творчестве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Е. Фарыно
Две модели лирического «я» у Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
М. Фрайзе
«Не верь себе» — а кому же верить?
(Ораторская лирика Лермонтова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
С. Н. Бройтман
«На звук твой отвечу».
Субъектно-образная ситуация в лирике Лермонтова . . . . . . . . . . . 235
О. В. Зырянов
Метафизика звука в поэзии М. Ю. Лермонтова
(к вопросу об индивидуальной художественной картине мира) . . . . . 250
К. Э. Штайн
Эйдос звука в лирике М. Ю. Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Л. Т. Сенчина, М. М. Гиршман
Лирический сюжет стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» . . . . 274
Н. Н. Акимова
«Мир, как сад…»
(сад в поэтической онтологии М. Ю. Лермонтова) . . . . . . . . . . . . . . 282
Л. А. Ходанен
Семиосфера храма и поэтика монастырских сюжетов
в творчестве М. Ю. Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
III
Герменевтика «Героя нашего времени»
1. Проблемы повествования
М. Дрозда
Повествовательная структура «Героя нашего времени» . . . . . . . . . 319
В. М. Маркович
О значении незавершенности в прозе Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . 347
Г. В. Москвин
Герой прозы Лермонтова (Григорий Александрович Печорин) . . . . 367
В. М. Маркович
Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака
(«Герой нашего времени» — «Доктор Живаго») . . . . . . . . . . . . . . . 385
2. Вокруг Печорина
Б. Т. Удодов
Печорин: временное и вечное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
Э. Кан
Герой нашего времени
<Фрагмент> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
А. И. Журавлева
Мотивы «Гамлета» в «Герое нашего времени» Лермонтова . . . . . . 462
В. Шмид
О новаторстве лермонтовского психологизма 468
В. И. Мильдон
Лермонтов и Киркегор: феномен Печорина
(об одной русско-датской параллели) . 482
А. Граф
Печорин соблазненный 499
Р. Лауэр
Печорин как обольститель . 511
Оге А. Ханзен-Лёве
Печорин как женщина и лошадь
в романе-эксперименте Лермонтова . 526
Л. М. Геллер
Печоринское либертинство 558
С. В. Cавинков, А. А. Фаустов
Печорин как «странный» человек… :
«вампирический» элемент в романе «Герой нашего времени» 572
С. В. Савинков
Печорин как Герой «времени» 584
В. Ш. Кривонос
Смерть героя в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» . 604
Ж. Силади
Тайны Печорина (семантическая структура образа героя
в романе М. Ю. Лермонова) 616
М. Леонова
Фрактальная логика Григория Александровича Печорина 630
А. Г. Ф. Ван Холк
О глубинной структуре Печорина . 646
И. А. Попова-Бондаренко
К вопросу об игрецкой и числовой составляющей…
повести Лермонтова «Княжна Мери» . 655
3. Вокруг «Тамани» и «Фаталиста»
А. К. Жолковский
Семиотика «Тамани» . 681
Д. Эндрю
«Слепые прозрят»: нарратив и гендер в «Тамани» 690
Г. П. Козубовская
«Тамань» М. Ю. Лермонтова: балладный код 724
Э. де Хаард
Стихотворные вставки
в произведениях Лермонтова («Тамань») . 736
В. И. Левин
«Фаталист». Эпилог или приложение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 754
Н. Д. Тамарченко
О смысле «Фаталиста» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 765
В. И. Тюпа
Мифотектоника «Фаталиста» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 774
IV
«Мцыри» между «Демоном» и «Маскарадом»
Ю. В. Манн
Игровые моменты в «Маскараде» Лермонтова . . . . . . . . . . . . . . . . . 785
А. Б. Пеньковский
Антропонимические маски маскарада
<Фрагмент> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 803
Д. Клайтон
Драматизация безумного «я»:
пьеса М. Ю. Лермонтова «Маскарад»
(с учетом пьесы «Странный человек») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 842
А. И. Журавлева
Поэма «Демон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 855
Л. В. Пумпянский
Лермонтов
<Фрагменты> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 870
С. В. Ломинадзе
Куда бежит Мцыри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 879
Ю. В. Манн
«Над бездной адскою блуждая»
(Романтические поэмы Лермонтова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 920
Комментарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 954
Указатель имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 980


От издателя

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Вы держите в руках второй том антологии «М. Ю. Лермонтов: pro et contra». Его особенностью является то, что в нем представлен современный взгляд на великого поэта.
Позволим себе напомнить читателю замысел и историю реализации серии «Русский Путь», более известной широкой публике по подзаголовку «pro et contra».
Современное российское научно-образовательное пространство сложно себе представить без антологий нашей серии, общее число которых перевалило за шестьдесят. В научно-педагогическом аспекте серия представляет собой востребованный академическим сообществом метод систематизации и распространения гуманитарного знания. Однако «Русский Путь» нельзя оценить как сугубо научный или учебный проект. В духовном смысле серия являет собой феномен национального самосознания, один из путей, которым российская культура пытается осмыслить свою судьбу.
Изначальный замысел проекта состоял в стремлении представить отечественную культуру в системе сущностных суждений о самой себе, отражающих динамику ее развития во всей ее противоречивости. На первом этапе развития проекта «Русский Путь» в качестве символизации национального культуротворчества были избраны выдающиеся люди России. «Русский Путь» открылся антологией «Николай Бердяев: pro et contra. Личность и творчество Н. А. Бердяева в оценке русских мыслителей и исследователей». Последующие книги были посвящены творчеству и судьбам видных деятелей отечественной истории и культуры. Состав каждой из них формировался как сборник исследований и воспоминаний, емких по содержанию, оценивающих жизнь и творчество этих представителей русской культуры со стороны других видных ее деятелей — сторонников и продолжателей либо критиков и оппонентов. В результате перед глазами читателя предстали своего рода «малые энциклопедии» о П. Флоренском, К. Леонтьеве, В. Розанове, Вл. Соловьеве, П. Чаадаеве, Н. Гумилеве, М. Горьком, В. Набокове, А. Пушкине, М. Лермонтове, А. Чехове, Н. Гоголе, А. Ахматовой, А. Блоке, А. Твардовском, Н. Заболоцком и др.
РХГА удалось привлечь к сотрудничеству в «Русском Пути» замечательных ученых, деятельность которых получила поддержку Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), придавшего качественно новый импульс развитию проекта. «Русский Путь» расширился структурно и содержательно. «Русский Путь» исходно замышлялся как серия книг не только о мыслителях, но и — шире — о творцах отечественной культуры и истории. К настоящему времени увидели свет два новых слоя антологий: о творцах российской политической истории и государственности, в первую очередь — о российских императорах — Петре I, Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I, Александре II, Александре III, и об ученых — М. Ломоносове,
В. Вернадском, И. Павлове.
Другой вектор расширения «Русского Пути» связан с сознанием того, что национальные культуры формируются в более широком контексте, испытывая воздействие со стороны творцов иных культурных миров. Ветвь этой серии «Западные мыслители в русской культуре» была открыта антологиями «Ницше: pro et contra» и «Шеллинг: pro et contra», продолжена книгами о Платоне, бл. Августине, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, И. Канте, Б. Спинозе. Антологии о Сервантесе и Данте являются достойным продолжением этого ряда.
Новым этапом развития «Русского Пути» может стать переход от персоналий к реалиям. Последние могут быть выражены различными терминами — «универсалии культуры», «мифологемы-идеи», «формы общественного сознания», «категории духовного опыта», «формы религиозности». Опубликована антология, посвященная российской рецепции православия, католичества, протестантизма.
Обозначенные направления могут быть дополнены созданием расширенных (электронных) версий антологий. Поэтапное структурирование этой базы данных может привести к формированию гипертекстовой мультимедийной системы «Энциклопедия самосознания русской культуры». Очерченная перспектива развития проекта является долгосрочной и требует значительных интеллектуальных усилий и ресурсов. Поэтому РХГА приглашает к сотрудничеству ученых, полагающих, что данный проект несет в себе как научно-образовательную ценность, так и жизненный, духовный смысл.