Новинки издательства РХГА


Смысл Войны в представлениях российской интеллектуальной элиты / Сост., вступ. статья, коммент. Е. В. Ивановой. — СПб.: РХГА, 2014. — 819 с.
ISBN 978‑5‑88812‑639‑4



В том статей «Смысл Войны в представлениях российской интеллектуальной элиты» включены наиболее яркие и значительные статьи русских философов, написанные в связи с событиями европейской войны. Высокие мотивы, по которым началась и происходила Первая мировая война, делают ее уникальным событием в европейской истории, вознося на уровень чуть ли не средневековых рыцарских поединков. Ныне память об этих мотивах полностью утрачена, на сегодняшний день она сохранилась лишь в заглавиях статей и книг русских мыслителей: «Меч и крест» и «Время славянофильствует» Вл. Эрна, «Война и русское возрождение» В. Розанова, «Война и мировая задача России» кн. Е. Н. Трубецкого, «Вселенское дело» Вяч. Иванова и др., но пафос этих предвидений и ожиданий остается совершенно неясным, поскольку для России эти «высокие предвидения» окончилась октябрьским переворотом, самым большим историческим крушением XX века, а для остальных участников «Закатом Европы», как озаглавил свою книгу О. Шпенглер. Книга адресована самому широкому кругу читателей.

ББК 87.3 (2) 6

Ответственный редактор
Е. В. Иванова
Составитель
Е. В. Иванова

Исследование осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ),
проект № 13-04-00177 а «Историческая память
о “Великой войне” 1914–1918 гг. в русской словесности,
художественной и духовной культуре»

© Е. В. Иванова, составление, вступ. статья, комментарии, 2014
© Русская христианская гуманитарная академия, 2014


 

Содержание

Евг. Иванова. Великая европейская война — забытый урок истории . . .   7
I
Смысл войны
Г. А. Рачинский
Братство и свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  33
Е. Н. Трубецкой
Война и мировая задача России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  38
Вяч. И. Иванов
Вселенское дело . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  51
С. Н. Булгаков
Русские думы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  62
В. Ф. Эрн
От Канта к Круппу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  71
И. А. Ильин
Основное нравственное противоречие войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  81
С. А. Котляревский
Война за мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
А. С. Изгоев
Чем грозят России? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
В. Ф. Эрн
Голос событий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
«И на земли мир» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Общее дело . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
В. В. Розанов
В новолетие 1915 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Война 1914 года и русское возрождение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Е. Н. Трубецкой
Смысл войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Н. А. Бердяев
О «вечно-бабьем» в русской душе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
И. А. Ильин
Духовный смысл войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Г. В. Плеханов
О войне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
П. А. Кропоткин
О войне <Фрагмент> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
II
Германская культура  и германский милитаризм
Б. П. Вышеславцев
Фихте и немецкая нация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
Д. М. Койген
Трагедия германизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Н. Бердяев
К спорам о германской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
В. В. Розанов
Задача истории
<Ответ на «Воззвание германских ученых»> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Кто и за что дерется в теперешней войне? (Опять социалы) . . . . . . . . 343
Из предвидений Достоевского о германизме и борьбе с ним . . . . . . . . 347
Б. В. Яковенко
Новая история европейской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
III
Воскре шение славянофильства
В. Ф. Эрн
Налет валькирий (Ответ Н. А. Бердяеву) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия . . . . . 393
Вяч. И. Иванов
Живое предание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Н. А. Бердяев
Омертвевшее предание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
Вяч. И. Иванов
Два лада русской души . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .436
С. Н. Булгаков
Война и русское самосознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
IV
Патриотизм, национализм  и интернационализм
Д. С. Мережковский
О религиозной лжи национализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
В. Базаров
О национальном вопросе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490
С. М. Соловьев
О современном патриотизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508
С. И. Гессен
Идея нации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 530
Д. Д. Муретов
Этюды о национализме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .540
Е. Н. Трубецкой
Развенчание национализма. Открытое письмо П. Б. Струве . . . . . . . . 549
П. Б. Струве
По поводу спора кн. Е. Н. Трубецкого с Д. Д. Муретовым . . . . . . . . . . 559
В. В. Розанов
Кн. Е. Н. Трубецкой и его «Развенчание национализма» . . . . . . . . . . 562
Князь Е. Н. Трубецкой и Д. Д. Муретов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 564
Д. Д. Муретов
Борьба за Эрос Письмо П. Б. Струве
по поводу письма к нему князя Е. Н. Трубецкого . . . . . . . . . . . . . . . . 571
V
Росси я и Польша: миссионизм и мессионизм
Е. Н. Трубецкой
Россия, Польша и славянство
(по поводу воззвания Августейшего Главнокомандующего) . . . . . . . . 583
Вяч. И. Иванов
Славянская мировщина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585
Н. А. Бердяев
Славянофильство и славянская идея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 589
М. Здзеховский
О польском религиозном сознании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 597
Вяч. И. Иванов
Польский мессионизм как живая сила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 617
Н. А. Бердяев
Русская и польская душа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 624
Вяч. И. Иванов
Духовный лик славянства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 630
VI
Святая София и Константинополь
Е. Н. Трубецкой
Национальный вопрос: Константинополь и Св. София . . . . . . . . . . . . 641
В. Ф. Эрн
О Царьграде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 660
С. А. Дурылин
Град Софии: Царьград и Святая София.
в русском народном религиозном сознании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 667
VII
Закат Европы
Г. Ландау
Сумерки Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 715
С. Н. Булгаков
Человечность против человекобожия.
Историческое оправдание. англо-русского сближения . . . . . . . . . . . . . 742
Н. А. Бердяев
Конец Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 776
Комментарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 785


 

Из Предисловия

Высокие мотивы, по которым страны Европы вступали в Первую мировую, сделали ее уникальным событием истории, вознеся на уровень чуть ли не средневековых рыцарских поединков. Падение с этих высот оказалось одинаково катастрофическим для всех участников: распад четырех империй, колоссальные человеческие потери, и — «закат Европы», если пользоваться заглавием книги О. Шпенглера. Память о мотивах и причинах войны, которую тогда никто не называл Первой мировой, а называли «Великой европейской», сохранилась лишь в заглавиях книг и статей русских мыслителей: «Меч и крест» и «Время славянофильствует» Вл. Эрна, «Война и русское возрождение» В. Розанова, «Война и мировая задача России» кн. Е. Н. Трубецкого, «Вселенское дело» Вяч. Иванова и др., но по прошествии лет их смысл и пафос может показаться омертвевшей риторикой.
В советское время от этой войны отделывались дежурными фразами о наступившей эпохе империализма и борьбе за рынки сбыта, но эти экономические абстракции смысл войны не объясняли, и поэтому в последние годы ее все чаще называли «неизвестная война». Но вот в связи с подготовкой к столетнему юбилею историки постепенно ликвидируют белые пятна, существенно пополняя запас сведений о ее событийной стороне, и теперь в целом ряде изданий и интернет-ресурсов широко представлены карты сражений, побед и поражений, восстановлена статистика разрушений и человеческих жертв. Однако эти знания лишь усугубляют загадку: перед нами война, причину которой так и не удается сколько‑нибудь внятно сформулировать и в которой по существу не было победителей.
Новая информация лишь превращает неизвестную войну в войну непонятную, под стать некогда казавшимся такими загадочными героям романа Э.‑М. Ремарка «На западном фронте без перемен». Парадокс в том и заключается, что чем больше мы получаем информации о войне, тем меньше понимаем ее смысл, от нас ускользают причины столь грандиозного событиями европейской истории. В поисках этих причин и смыслов возникает необходимость заново перечитать сегодня статьи русских мыслителей, написанных в связи с войной, возможно они приблизят нас к и к причинам и к смыслу.
Василий Розанов, припомнив восходящее к Платону разделение «философов» и «политиков», заметил, что «философия есть дело мудрых и немногих, а политика существует как демократическое удовлетворение требований и ожиданий толпы». Однако в истории бывают моменты, когда философия делает шаг навстречу политике,протягивает ей руку, но совсем не для того, чтобы «удовлетворять требования и ожидания толпы», а чтобы помочь политике обрести новую систему ценностей, увидеть происходящее в исторической перспективе, sub specia aeternitatis, ощутить связь событий со смыслами высшего порядка. Нечто похожее, «противоречие вечное и трагическое между искусством и жизнью» отмечал и А. Блок,но и он признавал, что наступает «краткий и чудесный миг» истории, когда возникают «радужные мосты», связывающие их общим смыслом. Именно такой «краткий и чудесный миг» наступил для русских философов в начале Великой европейской войны, когда возникли «радужные мосты», когда философская мысль сделала шаг навстречу политике, совместными усилиями постигая смысл военных событий в Европе.
<…>
…современные события, возрождающие к жизни проблемы, которые обсуждались во время Великой войны, свидетельствуют о том, что пророки не напрасно пророчествовали, и вопросы были далеко не праздные. Поэтому есть смысл снова напомнить об этих спорах, хотя бы из‑за их очевидной связи с актуальной историей.

Евг. Иванова.
«Великая европейская война —
забытый урок истории»